Мученица Вера Касимовская (Самсонова)

В советские годы, во время гонения на Церковь, когда попирались и уничтожались все нравственные и человеческие законы, тысячи и тысячи новомучеников засвидетельствовали свою веру в Христа, в будущее России. Среди новомучеников были и архиереи, и простые сельские священники, монашествующие и миряне, – все те, кто имел мужество не дать сломать себя и затоптать веру своих предков.

28 июня 1835 года в Касимове по делу «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» было арестовано 10 верующих, среди них – свмч. Николай Правдолюбов, блаж. Матрона Анемнясевская, Вера Самсонова и другие. Поводом для ареста послужила рукопись жизнеописания блаженной старицы, которую принесли в НКВД.

 

Рукопись содержала также жития двух подвижников благочестия города Касимова: царевича Иакова, жившего в XVII веке, и Петра Отшельника, современника преподобного Серафима Саровского. Жизнеописание блаженной Матроны было составлено еще в 1933 году свщн. Николаем и мч. Владимиром Правдолюбовами, родными братьями. Эту рукопись обнаружил в наши дни в архиве ФСБ потомок этой удивительной священнической династии, протоиерей Сергей Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

 

Блаженная Матрона до ареста жила в родном селе Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Сначала Матрёша была обычным ребенком, но после перенесенной оспы ослепла. А после родительских побоев уже никогда больше не могла подняться с постели. Маленькой девочке трижды явилась Сама Божия Матерь, которая утешала и наставляла ее. Постепенно к ней стали приходить люди, прося помощи и исцелений. И все получали просимое. После революции к старице приходило особенно много несчастных и обездоленных людей.

 

В 1930-е годы отец Николай Правдолюбов служил в Касимове, здесь же старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени Казанском монастыре была Вера Николаевна Самсонова, которая помогала ему составлять жизнеописания касимовских подвижников.

 

Будущая нвмуч. Вера Самсонова родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье смотрителя арестного дома. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, работала учительницей в школе. Когда же иконы стали выносить из классов, она ушла из советской школы. По ее мнению, школа должна быть не только центром образования, но, в первую очередь, христианского и нравственного воспитания. Как позднее она говорила на допросе:

 — Объясните подробно ваше отношение к советской власти.

 — Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания.

 — Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей…

 — Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.

 

Вера Самсонова твердо хранила и открыто исповедовала православную веру. Будучи старостой Пятницкой церкви, с большой любовью и почитанием относилась к находившейся на территории монастыря часовне над могилой касимовского царевича Иакова, помазывала желающих маслом из лампады над могилой царевича, рассказывала о нем богомольцам. Жители Касимова почитали могилу царевича Иакова (+1677), внука последнего касимовского хана Арслана. Царевич еще в детстве получил исцеление пред Казанской иконой Божией Матери в Казанском монастыре и благотворил обители. Как бывшая учительница Вера Николаевна для каждого могла найти необходимые слова, утешить, вместе помолиться.

 

Будущий арест касимовских верующих предсказала старица Матрона. Когда о. Николай и Владимир Правдолюбовы были у старицы, она не дала им и слова промолвить, а быстро-быстро стала говорить о том, что нужно быть твердым в испытаниях, не бояться идти за Христа на смерть…

 

После ареста Вера Самсонова была заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Давая ей характеристику, сотрудники НКВД писали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего… Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по верующим».

 

На допросах было много вопросов о почитании касимовского царевича Иакова. Острожные и взвешенные ответы Веры Николаевны не позволили расширить круг подозреваемых лиц.

 — С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал ее допрашивать следователь.

 — Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.

 — Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.

 — На могиле царевича Иакова я… встречала неизвестных для меня лиц… По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.

 — Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?

 — Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле… В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла… царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.

 

Следователи спрашивали также и о почитании блаженной старицы Матроны Анемнясевской:

 — Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности?

 — О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю.

 — Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.

 — Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.

Уже 16 июля 1935 года, менее чем через месяц после ареста, следствие было закончено. В обвинительном заключении говорилось: В.Н.Самсонова, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса…»

 

2 августа 1935 года Особым Совещанием при НКВД она была приговорена к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда была доставлена 30 августа.

 

Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье. 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша. Скончалась на рассвете 14 июня 1940 года в лагпункте Сосновец Медвежьегорсклага Карело-Финской ССР, за две недели до окончания срока заключения.

 

Блаженная Матрона почила в 1936 году в Москве. Отец Николай Правдолюбов был осужден на пять лет. После освобождения вскоре опять был арестован и 13 августа 1941 года расстрелян во дворе Рязанской тюрьмы.

 

27 декабря 2000 года определением Священного Синода священник Николай Правдолюбов, Вера Николаевна Самсонова были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Матрона Анемнясевская в 1999 году была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году также прославлена для общецерковного почитания. Память мученицы Веры Касимовской совершается 1/14 июня