Паломничество в Иоанно Богословский мужской монастырь Рязанской епархии

2 ноября в день памяти великомученика Артемия Антиохийского, группа паломников из г. Касимова, в сопровождении руководителя молодежного отдела Касимовской епархии и настоятеля Архангельского храма г. Касимова иерея Димитрия Уляшина совершили паломничество Свято-Иоанно Богословский мужской монастырь с. Пощупово Рыбновского района, Рязанской области.

Монашеские обители подобны морским кораблям, которые совершают свое странствие по водам житейского моря. На их палубы ежедневно садятся многочисленные пассажиры – паломники и прихожане. Эти корабли стараются перевезти их от одной пристани к другой поближе к Богу. Насельники же обителей и церковнослужители, в некотором смысле — команда этих кораблей. Исполняя свое служение, они совершают некое путешествие, восходят по духовной лестнице к Богу и помогают в этом восхождении всем, кто приходит сюда с искренним расположением сердца.

Управляет ими опытный кормчий – Христос Бог со своими помощниками: небесными покровителями этих святых мест и земными управителями – церковным священноначалием.

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, следуя рекомендациям специалистов, предприняв необходимые меры и помолившись, паломники отправились в путь.

В Иоанно-Богословском монастыре имеется семь храмов, две часовни и две колокольни. Главный храм обители — Иоанно-Богословский собор, построенный в 1689 году. На протяжении более тридцати лет в нем совершается суточный круг монастырских богослужений.

Богомольцы побывали на богослужении главном храме обители, во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, послушали проповедь на Евангельскую чтение, читаемое в этот день, где Спаситель наш Господь Иисус Христос спрашивает своих учеников «За кого почитает Меня народ?» (Лк 9:18), помолились у икон.

Под его алтарной частью устроен храм, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Это храм-усыпальница. В нем покоятся честные останки трех архимандритов: Виталия, Тихона и Зосимы — последних настоятелей монастыря, которые преемственно управляли им до его закрытия в 30-е годы ХХ-го века. Здесь же находится могила архимандрита Авеля (в схиме Серафима (Македонова)) — наместника обители с первых лет ее возрождения. Батюшка немало потрудился для ее духовного и материального становления. По субботним дням после окончания Литургии в верхнем храме, здесь, в храме-усыпальнице, совершается заупокойная лития по почившим старцам-архимандритам и всем почившим братиям.

В храме усыпальнице паломники совершили молитвенное поминовение трех последних

почивших настоятелей (до закрытия монастыря в советское время) и поклонились могиле архимандрита Авеля (Македонова).

Так же поднимались на малую шатровую колокольню XVII-го века, под которой располагается храм, освященный в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая. Ежедневно в будние дни с нее раздается колокольный звон, созывающий богомольцев на Божественную Литургию, а также к вечерне, если служба бывает полиелейной.

В архитектурном ансамбле монастыря господствующее положение занимает высокая 76-ти метровая колокольня, построенная в начале ХХ-го века в псевдорусском стиле. Она оснащена полным набором колоколов, самый тяжелый из которых весит 8 тонн 400 килограмм. На большие церковные праздники с нее слышится внушительный звон «во вся тяжкия», созывающий братию и прихожан на Всенощное бдение и Божественную Литургию. Оттуда открывается прекрасный вид на святую обитель и село Пощупово. Даже простое поднятие по длинной винтовой лестнице сопряжено с трудом, наверное, монахам, привыкшим к этому послушанию тоже нелегко. Паломники пожелали сфотографироваться на колокольне.

Имеется храм и в мемориальном доме-музее архимандрита Авеля. Он освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», архангела Гавриила и великомученицы Варвары. В нем находиться множество святых мощей угодников Божии, среди них частицы мощей мучеников Мамонта и Трифона, блаженной Любови Рязанской, мантия священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского.

Где жители города Касимова так же поклонились святым мощам.

В селе Пощупово, близ Иоанно-Богословского монастыря находиться святой источник, известный далеко за пределами Рязанской области. Ежедневно, в любое время года, едут сюда люди за святой водой. Источник почитается достаточно давно, еще с дореволюционных времен и молитвам верующих люди получали исцеления, даже в советское время, когда монастырь был закрыт.

По дороге к источнику открывается прекрасный вид на монастырь.

4 марта 1991 года на Святом источнике освятили место для постройки новой часовни и купальни. На Преполовение Пятидесятницы здесь разместили освященную накануне икону Божией Матери «Живоносный источник». Этот день можно считать днем возрождения Святого источника.

На средства благотворителей отстроена новая пятиглавая часовня на старом основании по благословению и при активном участии преосвященного Иосифа, епископа Ивано-Вознесенского и Кинишемского, бывшего в 2004 — 2006 г. настоятелем Свято-Иоанно- Богословского монастыря.

Осенью 2008 года появилась новая красавица-купель, с отдельными бассейнами для мужчин и женщин. Отдельная купель устроена и для братии монастыря.

Паломники набрали святой воды из источника, и немного подкрепившись отправились домой. По дороге богомольцы посмотрели документальный фильм митрополита Волоколамского Илариона — «Второе крещение Руси».

Уместно здесь и кратко рассказать об основании и разорении обители. Иоанно-Богословский мужской монастырь — одна из древнейших Русских обителей, чья история красной нитью вплетается в жизнь Рязанского края. Историческое предание относит его возникновение к концу XII-го или началу XIII-го столетия, когда в эти края пришли монахи — проповедники Слова Божия. С собою они принесли чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословской обители.

К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь нынешний монастырь, а также пещеры, заботливо устроенные монахами под соседним холмом, и полуразрушенные ныне, были местом их обиталища; местом, где они искали «единого на потребу» — духовного преображения, обожения.

И днем и ночью пребывали они в подвижнических трудах и молитвах, призывая в свои души и на окружающий миp благодать Святого Духа.

В декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416-ти лет.

В 1931 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно.

Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Его наместником стал архимандрит Авель (Македонов). С этого времени началось восстановление разрушенной обители.

 

Подготовлено c использованием исторических сведений официального сайта Иоанно-Богословской обители Рязанской епархии

 

Печать