Божественная Литургия в Неделю 28-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе г. Касимова

20 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Преосвященный епископ Василий совершил Божественную Литургию в Вознесенском кафедральном соборе г. Касимова. 
Темой сегодняшней проповеди епископа Василия, стал разбор Евангельского сюжета об исцелении десяти прокаженных и на примере этого сюжета, Преосвященный Владыка разъясняет, почему нельзя делить людей на плохих и хороших:

«В нашей жизни, тоже есть заповеди определенные, 10-ть заповедей, заповеди блаженства, есть правила, есть каноны. И часто эти заповеди, и каноны становятся тем самым бременем, которое носили иудеи и мы его носим. Мы начинаем людей делить на 1-й и 2-й сорт, тех кто достоин нашего внимания и нашей благодарности и тех кто недостоин. Бывают люди, которые вопросы задают священникам: «а стоит ли подавать милостыню человеку, который злоупотребляет алкоголем, ну видно, что он пропьет эти деньги? И кто-то говорит, «нет, конечно, не стоит давать! Как же так, вы даете ему, что бы он выпел, поощряете его пьянство», кто-то говорит «нет, лучше уж дать!». И вот здесь мы всегда стоит перед дилеммой: кто перед нами, человек или его проблема, его беда, его болезнь? Стоит ли давать людям, которые мы знаем, не на благо употребляют наше подаяние? Или этого делать не стоит? Все-таки мы творим милостыню, или мы выбираем людей, кому мы дадим эту милостыню. Кто достоин её, достоин нашего внимания? И здесь мы берем на себя ту самую роль Бога, мы определяем, на сколько человек праведен. На сколько он исполняет, в нашем внимании те заповеди, которые мы сами исполняем. Ведь нечто подобное в раю произошло с Адамом. Ведь не просто Бог, наказывает, даже не наказывает, а выводит Адама и Еву из рая, за то, что они стали не послушными. Сколько раз ребенок не слушает своих родителей, разве они выгоняют его насовсем, нет конечно. В раю произошло нечто более духовное – человек захотел стать богом и не просто богом, от хотел отделиться от Него. Сказав Ему «вот это мой кусочек пространства, где буду только я, Тебя здесь нет и не должно быть!» Но беда в том, что человек живет в Боге, от Него он получает все необходимые жизненные и духовные силы и не как не может от Него отделиться, оставшись при этом тем же самым. И он не отделился от Него, но в нем самом произошло изменение настолько сильное, что он стал уже не способным воспринимать те блага, которые давал ему Бог. И вот нечто подобное происходит всегда с нами, когда мы начинаем рассматривать человека через призму его добродетелей или грехов. Когда мы пытаемся определить, насколько человек достоин нашего внимания. Мы не просто относимся как еще одному созданию Божию, которое может быть искажено разными грехами, которое может впадать в разные заболевания, но все-таки Образ Божий, закопченный, изуродованный, но Образ Божий. И вот этот сегодняшний рассказ, призыв ко всем нам не делить людей на тех, кто достоин или не достоин, на тех кто праведен или не праведен, кому мы окажем милость, на кого мы просто пройдем, с призрением посмотрев на этого человека. Но он и сам виноват, до такой жизни дошел. Но знаем ли мы его жизнь и как он до нее дошел? Что с ним произошло и что случилось? Мы не вникаем очень часто в проблемы другого человека, потому что у нас своих проблем хватает. Но судим уже о нем и осуждаем его. Эти заповеди, каноны, уставы, они лишь средства к тому, что бы мы сами себя воспитывали, а не воспитывали других людей. Они костыли, на которые мы можем опереться, когда захромаем на обе ноги, но не сама цель. Сколько бы мы исполняли заповеди, как бы их подробно не воплощали в своей жизни, если ближний оказался в беде, и мы не помогли ему, грошь цена всем этим заповедям и всему этому исполнению. Сегодняшний рассказ обязует нас, к тому, что бы мы не делили людей на первый и второй сорт, да и вообще даже не стоит делить. А делили самих себя, что мы из себя представляем, каковы мы сами в жизни? И когда увидим самих себя с той самой стороны, не приглядной очень часто, тогда у нас никогда не будет мысли, кого-нибудь другого осудить.»

Печать