Божественная Литургия в Неделю о блудном сыне в Вознесенском Кафедральном соборе города Касимова

28 февраля в Неделю о блудном сыне, Преосвященный епископ Василий совершил Божественную Литургию в Вознесенском Кафедральном соборе г. Касимова. 
По окончании богослужения Архипастырь обратился к прихожанам с проповедью на тему сегодняшнего Евангельского чтения — причти о блудном сыне:
«В разные эпохи, в разных культурах, притча о блудном сыне звучит по разному. И для нас с Вами это то же некий маркер, как мы относимся к этой притче. Для эпохи, в которой говорил Христос эту притчу, отец не просто глава семейства, он непререкаемый авторитет. И семья такая называлась патриархальной. Потому что глава семьи, был еще священником, который приносил жертву Богу за все свое семейство. Когда младший сын, запросил часть имущества, то он не просто унизил отца или оскорбил его, он сказал ему «ты для меня мертв, ты для меня больше не существуешь». Ведь когда вступает в наследство человек? Только тогда, когда тот, кто дает наследство, умирает. Но и сын для отца оказался мертвым, да же больше — не существующим. Потому что то преступление, которое он совершил, по Закону наказывалось смертью. И вот сын ушел в страну далече, как говорит Христос, где благодаря своему состоянию тут же появилось огромное количество друзей. Звенящие монеты помогали открывать любые двери, пьющие друзья смеялись над его шутками, женщины боролись за его внимание, пока были монеты. И жить хорошо и жизнь хороша. Но все имеет свойство заканчиваться. Закончились деньги, закончилась праздная жизнь. И теперь уже на этом празднике жизни его никто не ждет. Друзья отвернулись, блудницы ищут других у кого есть деньги, что бы вместе с ним пировать. А этот несчастный оказался в такой ситуации, когда вынужден был пойти пасти свиней. И хотел бы вместе с ними питаться, но и то, ему не дозволялось. Казалось бы, наверное отец должен был сжалиться над ним, сказать: «ну что ж, мой сын оступился, я пошлю еще ему денег, что бы он продолжил свое беспутство и может быть тогда он меня полюбит и вновь вернется ко мне», но отец этого не сделал. Потому что он по настоящему любил своего сына, и сын должен был достигнуть дна, упасть на это дно. Этим дном оказалась его работа свинопасом. И вот когда он опустился, что ниже уже некуда, тогда он вспомнил, что у него есть отец, что у него есть брат, как говорит Христос: «он пришел в себя». Потому что ведь правда, пока он расточал все то что ему досталось, он был не в себе. И он отчетливо осознал, что не отец виноват в его бедствиях и не брат его, и не сам он такой несчастный, попавший в трудную жизненную ситуацию. Что он сам виноват. И тогда из его уст, из его сознания, вырываются такие слова: «что я уже не достоин быть сыном своего отца, потому что я согрешил перед Богом, перед небом и перед ним. Пойду и хотя бы, пусть возьмет меня в число своих рабов».
Вот эта решимость изменить себя, решимость встать и пойти, как часто нам всем не хватает. А еще мы иногда бываем похожи на этого несчастного сына, когда рассуждаем «почему же Бог нам не помогает, ведь мы столько просим Его?». И забываем то, что мы так же как и этот блудный сын расточаем свое время, молодость, здоровье. Закапываем таланты, которые Бог нам дал и думаем, что придет время и Он вновь нас одарит чем-то. Но к сожалению иногда приходиться опускаться на самое дно наших грехов и страстей что бы понять: «дальше идти некуда, дальше только смерть, духовная смерть». И вот сын возвращается. Что ожидал он услышать от своего отца и что сам хотел ему сказать? Может быть он думал что отец будет его укорять и говорить ему обидные слова, говорить ему о том, какой он совершил гнусный поступок. А что он сам скажет отцу? Может будет то же упрекать его, что «ты, когда мне было трудно не помог, не прислал своего послушного брата, что бы тот передал мне деньги». Но в притче закончилось все хорошо. Сын осознавая свое падение идет к отцу, с заготовленными словами, что «я уже не могу быть в твоим сыном», а отец ничего вообще не говорит. Видя еще из далека, плетущего по дороге, оборванного своего чада, отец бросается к нему на встречу и глядит в глаза. Видит, что любовь не покинула его сына, что он по прежнему, пройдя через все эти беды, страсти, пороки, осознав свое несчастное состояние, он не утратил любви. И тогда отец говорит своим рабам, что бы те принесли ему одежду первую, домашнюю одежду, ту самую одежду, в которой он ходил, когда был еще в этом доме желанным и любимым сыном. Дает ему перстень на палец в знак того, что он по прежнему является наследником, хоть истратил свое наследство. Дает повеление, что бы устроили обет, заколов тельца упитанного. И вот казалось бы, все успокоилось, все хорошо, но старший брат приходит и упрекает отца в том, что он опять из-за своего мягкого сердца, как он считает, простил его младшего брата. И тогда отец говорит ему очень глубокие слова, которые мог сказать любящий человек: «твой брат был мертв и ожил, пропадал, а теперь нашелся».

Печать