Литургия Преждеосвященных Даров в Никольском храме города Касимова в среду первой седмицы Великого Поста

17 марта, в среду первой седмицы Великого Поста, Преосвященный епископ Василий совершил первую, в этом году Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском храме г. Касимова.

За богослужением молился почетный настоятель Никольского храма г. Касимова протоиерей Владимир Правдолюбов.

По окончании богослужения Архипастырь обратился к прихожанам храма с наставлением об истории возникновения чина Литургии Преждеосвященных Даров:

«Сегодня мы в первый раз в этом году совершили Литургию Преждеосвященных Даров. Она необычная, очень древняя Литургия, связанная с тем, что среди древних христиан была традиция причащаться самостоятельно. С одной стороны, полная Литургия – это всегда праздник, это Воскресение Христово. Если мы посмотрим на наш богослужебный круг, то Литургия всегда находиться вне его, то есть вне богослужебного круга. Это как бы восьмой день, будущее лето. И поэтому постом когда мы особенно скорбим о своих грехах, когда мы стараемся настроить себя на покаяние, совершение каждый день полной Литургии невозможно. Да и в древности полную Литургию каждый день то же не совершали. Вообще традиция служить каждый день, это западная традиция. Именно поэтому в Римо-католической церкви и утвердилась урезанная Литургия, которая называется «Месса», которую можно совершать да же несколько раз в день. Восточная традиция никогда не утверждала, что полную Литургию нужно совершать каждый день, но было желание причащаться каждый день. И поэтому сначала у первых христиан после «Агапы», после вечери любви, брали тело и кровь Спасителя и несли тем, кто находился в темницах или был болен и не смог прийти в собрание.

Когда появилось монашество, то среди монахов, очень редко кто-то хотел стать священником, так как считали, что это очень трудный путь – соединять в себе и монашеское служение и служение священническое. Но так как многие монахи жили в пустынях, в местах отдаленных от человеческого жилья, то все могло произойти, и болезнь приключиться и внезапная смерть и нападение от разбойников, нападение зверей. Поэтому каждый такой пустынник старался после Литургии взять с собой, часть Тела и Крови Спасителя, что бы при необходимости, смертной опасности можно было приобщиться святых Даров.

Традиция эта в некоторых местностях, в некоторых церквах эта традиция продержалась вплоть до XV-го века. Однако же с ослаблением христианского духа и распространением христианства по Римской империи, эта традиция стала сходить на нет, потому что было очень много злоупотреблений. И уже никто не давал Дар Тела и Крови Спасителя с собой домой верным участникам Литургии. Но появилась другая традиция – совершать в те дни когда не совершалась полная Литургия совершать отдельное моление и причащаться Дарами, которые были заготовлены на полной Литургии. Мы когда сегодня поминали святых, то поминали и святителя Григория Двоеслова, римского епископа. Считается, что ему принадлежит составление этой Литургии, хотя доподлинно не известно. Есть сведения, что к составлению этой Литургии приложили свои усилия и апостол Иаков, брат Господень и потом впоследствии святитель Иоанн Златоуст и святитель Григорий Богослов. Но традиция и история говорит нам о том, что окончательным составителем Литургии Преждеосвященных Даров был святитель Григорий Двоеслов.»

Печать