14 октября 1886 года родился протоиерей Николай Стефанович Сперанский (1886 — 1970). Николай родился в многодетной семье настоятеля Свято-Троицкой церкви с. Шарапово Рязанской губ., Егорьевского у., Горской вол. (Московская обл., Шатурский (Коробовский р.) протоиерея Стефана Дмитриевича Сперанского (1845–1921), сына священника, и его супруги Варвары Георгиевны (1851–1938). Все дети с самых малых лет ходили в храм и помогали родителям.
В 1905г. он окончил гимназию, после которой поступил в Рязанскую Духовную Семинарию. В 1911г. Николай Сперанский окончил Семинарию по II разряду и женился на Любови Дмитриевне Смирновой, дочери настоятеля Преображенского храма с. Починки о.Димитрия Смирнова. В этот же год в г. Рязани Николай был возведен в сан священника и до 1914 г назначен в Троицкий храме с.Шарапово на место своего отца. (священник Стефан Сперанский вышел за штат).
В 1914г. о.Николай был взят в армию полковым священником. По возвращении, он снова становится настоятелем Троицкого храма в с.Шарапово и благочинным округа, в котором было 18 приходов.
В конце 1929г. о. Николаю вынесли приговор — 2 года ссылки с семьёй в г.Козлов (Мичуринск Тамбовской обл) по обвинению в неуплате налога. В ссылке о.Николай продолжал священническое служение в одном из храмов г.Козлова, близ монастыря.
О.Николай посылал прошения в разные инстанции о возвращении на родину, но они не помогали. Батюшка писал, что уплатил половину налога, а срок уплаты второй половины еще не прошел. Возымело действие его прошение М.И.Калинину и через три года ссылки ему было разрешено вернуться в Шарапово на место настоятеля Троицкой церкви с.Шарапово. Но дом семье священника не отдали и они были вынуждены ютиться в тесной, ветхой церковной сторожке вместе с помощницами по храму: Пелагеей Асосковой и Пелагеей Балакиревой.
О.Николай был вынужден писать начальству о возвращении ему дома. Через полгода дом вернули. В последствии, семью батюшки три раза «раскулачивали». По воспоминаниям детей, выносили все: мебель, зеркала, постельное белье, посуду.
В 1936г. к 25-летнему юбилею своего служения о.Николай был награжден наперсным крестом с украшениями, правом ношения митры и палицей.
18 ноября 1937г. О.Николай был арестован по делу «антисоветская агитация» вместе со старостой Пелагией Никитичной Балакиревой, Пелагией Ивлевной Асосковой и несколькими прихожанами и осужден на 10 лет. Сначала батюшка был заключен в тюрьму г.Егорьевска, через несколько дней переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
По его воспоминаниям, однажды вечером в камере объявили, что наутро будет баня. Заключенные обрадовались. О.Николай в этот день был назначен дежурным. Ночью в тонком сне он увидел Пресвятую Богородицу. Она настоятельно советовала ему нигде не торопиться, никуда не спешить. Утром сокамерники стали собираться в баню. Помня совет Пресвятой Девы, он старался работать как можно медленнее, не торопясь. Вернувшись, обнаружил, что камера уже пуста, схватил вещи и побежал догонять, но вспомнил сон и пошел медленно. Сторож у дверей «бани» сказал ему, что он опоздал, дверь уже заперта. Огорченный батюшка пошел обратно. Больше он никого из своей камеры не видел. Куда они делись из «бани» неизвестно, можно только догадываться.
Вскоре О.Николая по этапу направили в ИТЛ на Восток в Читинские лагеря, а потом он был отправлен в ИТЛ в г.Свободный Амурской обл.
В заключении священник сначала находился на общих работах. По его собственным воспоминаниям, однажды зимой на лесоповале он потерял сознание, очнулся от холода. Его бригада ушла. О.Николай приготовился к смерти. И тут перед ним предстала Пресвятая Богородица и приказала ему: «Иди за мной!». Собрав последние силы, он пополз. Через какое-то время, выполз на дорогу где вскоре ехавший и проверявший делянку бригадир увидел его, лежащего на дороге, и доставил в лагерную больницу. Там его подлечили и оставили при больнице медбратом, как знающего латынь.
Как рассказывал позже сам о.Николай в 1941г., его хотели досрочно освободить из заключения по болезни. Готовя документы на освобождение, его спросили: «Сперанский, ты освобождаешься. Скажи, что ты будешь делать на воле?» О.Николай ответил: «Как что? — Буду служить Богу». После этого его вновь осудили на 10 лет и вернули в барак.
В 1951г. батюшка сообщил семье, что скоро вернется из заключения и просил прислать денег на дорогу. Матушка Любовь продала свой родной дом и выслала 1000 руб. в мае 1951г. О.Николай освободился и вернулся в Шарапово. По воспоминаниям детей: «Едва он переступил порог дома, как пришли представители власти и объявили, что жить ему здесь запрещено, и он должен уехать в течение 24-х часов». Переночевав, о.Николай снова отправился в дорогу. Изможденный, с больными ногами, без надлежащего отдыха среди родных, он вынужден был искать новое место для дальнейшей жизни и пастырского служения.
В Московской обл. жить ему было запрещено, поэтому О.Николай поехал в свою родную Рязанскую епархию. Владыка Николай радушно встретил священника и дал назначение настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери с. Ардабьево. Когда батюшка прибыл в Ардабьево, то увидел, как бедствует семья священника о.Петра Успенского, сосланного на Север. О.Николай помог его семье: сестру о.Петра Наталью Семеновну он взял псаломщицей, а дочь —счетоводом.
Прихожан, которые приходили в храм издалека, Сперанские всегда приглашали к себе «на чай». Матушка Любовь пекла пироги, ставила самовар и всегда радушно встречали гостей.
Во время «хрущевских» гонений на Церковь о.Николая потребовали уплатить огромный налог. Задержка с уплатой налога была чревата очередной ссылкой или закрытием храма, и о.Николаю с матушкой пришлось продать кормилицу-корову, а недостающие деньги дали взаймы добрые люди. Налог был уплачен в срок.
В последние годы жизни о.Николай начал слепнуть. В 1968г. он был вынужден выйти за штат. Настоятелем храма стал о.Владимир Черепанов.
Из воспоминаний дочери о.Николая Татьяны Николаевны:
«14 октября 1970г. из-за острой сердечной недостаточности о.Николай слег. А когда позвали фельдшера, о.Николай отказался от помощи: «Зачем продлевать мои мучения? Я уже там», — и показал на небо.
Послали за священником, который принял от батюшки приход. Преступив порог, о.Владимир заплакал: «Отче! Куда собрался?» В ответ услышал: «Пора мне. Устал я… Ухожу».
Все вышли из комнаты. Началась исповедь. Послали за певчими и совершили таинство соборования. До вечера шел народ сказать последнее «прости» своему пастырю, причитали: «На кого покидаешь нас? Кто молиться будет за нас?». Он отвечал: «Приходите на мою могилку говорить о своих бедах. Я и там буду молиться, духовные дети мои».
Через сутки, 16 октября 1970г. протоиерея о.Николая не стало. Тихо отошла его душа ко Господу.
Место захоронения: Рязанская обл., Касимовский р., с.Ардабьево, местное кладбище.