День памяти священномученика Николая Агломазовского и с ним пострадавших в Преображенском храме села Усады Сасовского района.

11 ноября, в день памяти священномученика Николая Агломазовского и с ним пострадавших, Преосвященный епископ Василий совершил Божественную литургию в Преображенском храме с. Усады Сасовского района. 
Его Преосвященству сослужили: благочинный Касимовского городского благочиния и секретарь епархиального управления протоиерей Иоанн Бобиков, благочинный Сасовского благочиния протоиерей Николай Бабачук, благочинный Агломазовского благочиния протоиерей Олег Агафонов, благочинный Кустаревского благочиния иерей Вячеслав Пименов; благочинный Путятинского благочиния Скопинской епархии игумен Феодорит (Долгов). 
На богослужении присутствовала специалист администрации Агломазовского сельского поселения — Кильдеева Наталья Александровна. 
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Касимовской епархии под руководством регента иерея Симеона Малофеева. 
По заамвонной молитве Архипастырь совершил славление праздника с чтением молитвы перед иконой священномученика Николая Агломазовского и обратился к прихожанам со словами проповеди. 
После богослужения в селе Агломазово, в храме в честь священномученика Николая и с ним пострадавших мучеников Агломазовских, епископ Василий совершил молебен перед иконой священномученика Николая Агломазовского и обратился с проповедью к прихожанам.

 

11 ноября Русская Православная Церковь совершает память священномученика Николая Агломазовского.

Отец Николай Пробатов был потомственный священник, на момент расстрела ему было 44 года. Он родился в 1874 году в селе Игнатьеве близ города Кадома Тамбовской губернии и был младшим (третьим) сыном священника этого села Александра Николаевича Пробатова и его жены Еликониды.

Образование Николай получил в Касимовском духовном училище, а затем в Тамбовской Духовной семинарии. Из сохранившихся его писем к брату, протоиерею Василию, видно, что учился он, находясь в условиях большой материальной нужды: иногда одежда изнашивалась настолько, что товарищи смеялись над ним, а наставники делали замечания.

По окончании семинарии он женился на младшей дочери священника села Темирево Елатомского уезда Варваре Алгебраистовой. После венчания Николай и Варвара, по существовавшему тогда благочестивому обычаю, отправились в свадебное паломничество в Саровский монастырь.

В 1899 году Николай был рукоположен в сан иерея и определен вторым священником в храм села Темирево Рязанской губернии, где служил его тесть. В 1906 году он получил отдельный приход – в селе Агломазово.

Село Агломазово на берегу реки Цны было основано татарами в XVII веке. До революции оно относилось к Тамбовской губернии, (после 1918 года – к Рязанской). В селе было около 150 домов и деревянный Богоявленский храм построенный в 1779 г, при котором было несколько тысяч прихожан. К началу XX века храм сильно обветшал, и о.Николай начал труды по его обновлению. В 1910 г. обновил иконостас. При храме был хор, и трудами настоятеля было устроено прекрасное общее пение. О.Николай о службе церковной говорил: «У меня в алтаре уголок рая». Он усердно проповедовал в храме.

Отец Николай организовал на селе церковно-приходскую школу. Стараниями священника было выстроено просторное деревянное здание, в котором свободно могло обучаться двести детей. В школе о.Николай вел уроки Закона Божия. Семья священника жила бедно, но за требы он платы не брал. Обуви всегда имел только две пары – зимнюю и летнюю.

«Священники тут больше не нужны»

Началась Первая мировая война. Священников в армии не хватало, и епархиальный архиерей, епископ Тамбовский Кирилл (Смирнов), обратился к духовенству епархии с просьбой – пойти священниками в действующую армию. Желающих нашлось немного. Отговаривались – кто болезнью, кто семьей, кто малолетством детей.

Слыша такое от священников, отец Николай устыдился: что же это мы – священники, и отказываемся – у одного жена, у другого дети, а там наши же воины кровь проливают, защищая родину; надо соглашаться. Несмотря на инвалидность жены и трое детей (старшему сыну Александру четырнадцать лет, младшим близнецам, сыну Сергию и дочери Анне, по году), он пошел служить полковым священником походной церкви Марии Магдалины 1-й Бахмутского полка, сражавшимся против австрийцев.

Здесь, на фронте, в полку он увидел, как мало остается в людях веры: из всего наличного состава полка храм посещали не более тридцати человек. Вернувшись в 1917 году домой, он с грустью признавался близким: «Священники уже тут не нужны, они теперь скорее жители Неба, чем земли.

«Благословляю вас идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой»

Судьба отца Николая Пробатова была до боли похожей на судьбы многих русских священников.

Совершилась революция. Нравственная болезнь коснулась и крестьян. Многие бросились рубить впрок казенные и господские леса, наваливая штабеля бревен перед домами, поспешно делили земли крупных землевладельцев.

После издания большевиками декрета об изъятии из храмов метрических книг к отцу Николаю явился отряд солдат и потребовал выдать из церкви книги.

— А кто вы такие, что мне указываете? — решительно встретил их отец Николай. — Скажет мое начальство, тогда передам.
— Нет, — не отступали солдаты, — передавай сейчас.
— Ну, хорошо, — ответил священник, — не хотите слушать церковное начальство, соберем сход крестьян. И как решит народ, так и сделаю.
Собрали сход, и священник произнес слово, после которого крестьяне сразу же изгнали покушавшихся на церковные книги.

В феврале 1918 года в Агломазово была объявлена мобилизация в Красную гвардию. Крестьяне, ждавшие от большевиков мира, решили в армию не записываться, а идти в ближайший уездный город и разогнать там большевистское начальство.

Перед выходом они попросили отца Николая отслужить для них напутственный молебен. После молебна священник сказал краткую проповедь, которую заключил словами: «Благословляю вас идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой».

Крестьяне, вооруженные кто топорами, кто вилами, двинулись к уездному городу, до которого было двадцать пять верст. Пока шли, решимость многих растаяла, и они стали возвращаться домой. Нашлись и такие ушлые люди, которые почуяли опасность и поспешили в город, чтобы предупредить большевиков.

Когда оставшиеся крестьяне подошли к городу вплотную, по ним была выпущена очередь из пулемета, установленного на колокольне. Это остановило восставших, и толпа быстро рассеялась. Инцидент был исчерпан, но большевики никогда не прощали тем, кто выступал против них и в Агломазово был направлен карательный отряд. Известие о карательном отряде достигло села, и священник благословил жену с детьми уйти в соседнее село Калиновец, где служил ее брат. Тревожные предчувствия одолевали его. Жена, видя это, сказала:

– Написано: Господь не посылает испытаний выше сил человеческих.
– Да, – сказал отец Николай.

Помолившись, он наугад открыл Апостол и прочел «Верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести»…

«Мы терпим за свои грехи»

Слово Священного Писания, как ничто другое, утешило и укрепило душу. Ко времени прихода карателей отец Николай совершенно успокоился, предав свою жизнь в руки Божии. Крестьяне говорили ему:

– Беги, батюшка, убьют!
– Я никогда не бежал и сейчас не побегу, — отвечал священник.

Домашние ушли, с отцом Николаем остался только старший сын Александр. Отец Николай предложил и ему уйти, тем более что матери, возможно, потребуется помощь, но Александр не пожелал оставить отца.
Священник надел теплый ватный подрясник и вышел из дома. Издалека показался отряд карателей.

– Римские легионы идут, – покачав головой, сказал отец Николай.

Карательный отряд приближался, и вскоре слышна стала песня, которую пели идущие: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…»

Каратели расположились неподалеку от храма, в большом кирпичном доме, принадлежавшем некоему Седухину. Всех арестованных сводили в подвал дома. Списки на аресты составлял сельский учитель, Петр Филиппович, местный безбожник, не любивший храм и священника.

Двоих красногвардейцев отправили за священником. После ареста отца Николая в доме был произведен обыск. Присутствовал лишь сын священника, Александр.

Каратели перерыли все вещи, но ничего не нашли.

Арестованных допрашивали с побоями и издевательствами. Отца Николая били шомполами по пяткам, заставляя плясать.
– Я и раньше никогда не плясал и перед смертью не буду, – ответил священник.

Последнюю свою литургию перед арестом отец Николай отслужил на праздник Казанской иконы Божией Матери. Некоторые из палачей еще недавно посещали церковные службы и помнили слова молитв. Издеваясь над пастырем, они говорили:

– Заступница усердная!.. Ты Ей молился! Что же Она тебя не заступает?

На все поношения отец Николай отвечал: «Христос терпел, будучи безгрешен, а мы терпим за свои грехи». Эти слова священника вызывали у истязателей хохот.

Учитель, составляя список, включил в него нескольких женщин, но начальник карательного отряда имена женщин вычеркнул, оставив лишь одну – Агафью; она была совершенно одинока, и за нее некому было просить. Долго и изощренно издевались над ней палачи, но она все переносила молча.

Наконец было объявлено, что все арестованные будут расстреляны. Перед смертью все исповедались.

11 декабря 1918 года, в седьмом часу вечера красногвардейцы вывели из подвала восемнадцать осужденных на смерть и повели к реке Цне. У реки их разделили на две партии, одну повели по берегу реки налево, другую – направо. Вскоре раздалась команда красногвардейцам построиться и приготовиться к стрельбе. Приговоренные столпились напротив.

Отец Николай, воздев руки, молился, произнося слова громко, раздельно. Все услышали:

– Господи, прости им, они не знают, что делают.

Раздался залп. Хотя уже совсем стемнело и каратели, похоже, не собирались проверять, кто жив, кто мертв, но отец Николай, собрав силы, поднялся и с воздетыми руками продолжал вслух молиться:

– Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу…
Вторым залпом он был убит.

Из восемнадцати человек были убиты тринадцать, остальные ночью доползли до ближайших изб и были спрятаны жителями. От них и стали известны подробности расстрела. Убиты были староста храма Косма Егорович, крестьяне Виктор Краснов, Наум и Филипп (отец с сыном), Иван, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексей, Иван и Агафья.

На следующее утро крестьяне снарядили подводу и поехали забрать убитых. Вместе с ними поехал сын священника Александр.

Весь песок был пропитан кровью, и Александр снял с него верхний слой и положил на телегу. Тело священника уже закоченело – с поднятыми при последней молитве руками, с пальцами, сложенными для благословения. Когда его везли по селу, крестьяне выглядывали из окон и говорили: «Батюшка нас и мертвый благословляет».

В этот же день жена отца Николая вернулась домой. Она обратилась к властям за разрешением похоронить священника возле церкви. «Что?!– возмутились каратели. – Собаке собачья смерть. Его надо отвезти на свалку. Еще спасибо скажите, что в овраг не свалили, на кладбище разрешаем похоронить».

Отпевать и хоронить мученика пришли священники соседних приходов – отец Павел Мальцев из села Усады и отец Максим из села Старое Березово. Отец Павел был очень дружен с отцом Николаем, они договорились заранее: если кого убьют, чтобы другой пришел отпевать и хоронить.

Отпевали отца Николая в его доме. Окна занавесили черной плотной материей, чтобы красноармейцы не могли видеть, что происходит внутри.

Хоронили отца Николая глубокой ночью, священники несли гроб на кладбище, где уже была вырыта могила на месте погребения близкого отцу Николаю прихожанина, и истлевший гроб которого был хорошо виден при ясном свете луны и звезд. И плыло тихое пение последних погребальных молитв.

Сегодня

В 1986 году младший сын отца Николая Сергий посетил село Агломазово и кладбище, где был похоронен отец Николай. Могилу помогли найти пожилые местные жительницы.

По их рассказам, в могилу были произведены и более поздние захоронения. Когда в очередной раз разрывали могилу, то от прежних захоронений нашли только напрестольный крест, который при отпевании был с трудом вставлен в окоченевшую благословляющую руку отца Николая и при этом кресте один нетленный палец. Это все положили между гробами вновь захороненных, и могилу зарыли.

Святой священномученик иерей Николай Пробатов и иже с ним пострадавшие мученики Виктор Краснов, Косма, Наум, Филипп, Иоанн Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексий, Иоанн и мученица Агафиия канонизированы и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских Деяниями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Москве 13-16 августа 2000 г.

Богоявленская церковь в Агломазово при советской власти была уничтожена. В 1953 году было принято решение о сносе храма и использовании материала стен для строительства «культурно-просветительных учреждений»…

В мае 2012 года в селе было заложено основание под строительство нового храма – в честь священномученика Николая Пробатова.

 

Печать