Божественная Литургия в Неделю о мытаре и фарисее в Вознесенском Кафедральном соборе города Касимова

13 февраля в Неделю о мытаре и фарисее, Преосвященный епископ Василий совершил Божественную Литургию в Вознесенском Кафедральном соборе г. Касимова.
Преосвященному Владыке сослужили клирики собора.
Песнопения Божественной Литургии исполнил хор собора под управлением регента Марии Бобиковой.

Проповедь перед причастием произнес студент 3-го курса Рязанской Православной Духовной Семинарии Димитрий Жучков.
По окончании богослужения Архипастырь обратился к прихожанам со словами проповеди: «Чтобы понимать о том, что говорится в притчах, или вообще, чтобы лучше понимать Евангелие, нужно не просто знать богословие, нужно знать историю, менталитет тех людей, того общества, где жил Христос. И тогда притчи, которые Он говорил, очень часто открываются в совершенно ином свете. Притча о мытаре и фарисее. Казалось бы, Бог гордым противится, смиренным дает благодать, такова суть этой притчи. Но так ли это? Об этом ли только притча или все-таки она намного, намного глубже? Чтобы понять ее глубину, нужно рассмотреть двух этих людей, о ком говорит Христос, о фарисее и мытаре. Само движение фарисеев возникло во II веке до Рождества Христова. Это было религиозное движение, которое началось с того, что нужно было очистить веру от наслоений языческой Греции, после освобождения изральитян. Именно в храме оно возникло, и было призвано к тому, чтобы возвысить и сделать более популярной ту веру, в которой рождались и воспитывались иудеи. Но как и любое религиозное движение, в конечном итоге оно стало не просто неким призывом для людей. Для других это стало и смыслом жизни, и в этом была, может быть, самая глубокая ошибка. Потому что исполнение религиозных предписаний они воздвигли как некое поклонение только лишь букве закона. Вот поэтому фарисей, который пришел в храм, а ведь храм — это был центр религиозной жизни Иерусалима и всех евреев. Это было то место, куда каждый приходил, и где совершалась молитва вот этих людей. Это было во дворе храма недалеко от жертвенника, на котором приносились жертвы за грехи людей. И вот фарисей, который пришел в храм молиться, как он молился? Люди в том время молились, воздевая руки к небу, таким образом показывая свое особое духовное состояние. И вот фарисей молится самой совершенной молитвой, он у Бога ничего не просит. Он говорит: «Благодарю тебя Господи». Ведь обычно как обращаются к Богу люди: «Дай, подай, помоги, сделай так-то и так-то, исправь то то и то то.» Фарисей об этом не молится, он говорит: «Благодарю тебя Господи, что я исполняю заповеди, что я родился вот таким». И даже более того, он не просто исполняет, он их перевыполняет. Постится в два раза больше, десятину отдает не только со скота и урожая, а со всего вообще, то есть по сути дела идеальный человек. Знаете вот кувшин, который до краев наполнен водой. И в этом его беда. Беда в том что он потом, несмотря на прекрасное начало продолжает как: «Я не такой, как прочие целовецы, убийцы, хищники», и остальное все. Ведь в храме не только он молился, были и другие люди. И вот этих людей, которых он, может быть, даже и не знает, в жизни которых он никогда не видел, он уже их своего рода унизил, назвав их блудниками, убийцами, хищницами. И вот эта его молитва из молитвы совершенной, начинает казаться молитвой, в которой он, говоря Богу о своих достоинствах, просит чтобы Тот, видя его сверхзаслуги, дал ему еще больше. Но я не зря сказал про кувшин, наполненный водой. Когда кувшин наполнен до краев водой, в него уже нельзя ничего влить, будет все выливаться. Вот так и этот фарисей, он уже заполнил все пространство свое, он весь сам в себе, и поэтому любое участие Бога в его жизни ему совершенно не нужно, он лишь только констатирует факт. Причем, указывая на мытаря говорит: «Как тот мытарь». А какова молитва мытаря? Если фарисей подошел к самому жертвеннику фактически, у всех на виду воздевает руки и молится, показывая свое благолепие, то что делает мытарь? Человек, который призираем самим обществом, призираем своим народом, который собирает дань для захватчиков. <…>. Так вот этот мытарь, как он молится? Он бьет себя в грудь, это тоже такой некий человеческий обычай того времени, показать, насколько я проникнут своим раскаянием, насколько мне тяжело. И вот он бьет себя в грудь и говорит: «Боже, милостив буди мне грешному». У нас стоит слово «милостив» в Евангелии. В греческом тексте, там стоит другое слово, оно буквально переводится «соедини», «дай мир». То есть этот мытарь понимает, что он сам, своей жизнью воздвиг такую стену между собою и Богом, которую он уже не способен сам проломить. И поэтому он говорит Ему: «Господи ты примири меня с собой, я уже не могу, у меня нет для этого ни сил, ни возможностей». И вот эти два человека молятся. И что констатирует Христос? Что фарисей пошел менее оправданным, чем тот вот мытарь. То есть и одного и другого Бог принимает молитвы, и один и другой молятся, и действительно молятся, и правильные слова говорят. Но фарисей молится не потому, что хочет и дальше совершенствоваться, он уже видит себя совершенным, а вот мытарь понимает, что ему еще столько нужно сделать…»

Печать