День престольного праздника и 170-летие основания встретили в Вознесенском Кафедральном соборе г. Касимова

На высоком берегу Оки, среди живописных мещерских видов раскинулся маленький городок с богатой историей – Касимов. Сейчас это кафедральный город епархии, которая была образована в 2011 году. Главный храм Касимова освящен в честь Вознесения Господня. В день престольного праздника, 13 июня в 2024 году, отмечалось еще и 170-летие со времени основания этого Дома Божия. Знаменательную дату в соборе встречали за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Муромского и Вязниковского Нила, епископа Скопинского и Шацкого Питирима, епископа Веневского Феодорита, викария Тульской епархии, и епископа Касимовского и Сасовского Василия.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В XVI веке Касимов был другим, чем сейчас – он описывался как деревянный город с деревянным же Вознесенским храмом. В следующем столетии эта церковь сгорела. Построение первого каменного собора в честь Вознесения Господня последовало в середине XVIII столетия, но он был мал, низок и тесен. Зато возведенное ему на смену здание было лишено этих недостатков. Собор, строительство которого началось в 1854 году, помимо впечатляющих размеров обладал прекрасной архитектурой. Он имеет в основе план собора в Гатчине, о чем свидетельствуют материалы Рязанских епархиальных ведомостей за 1897 год. Проект Касимовской святыни подготовил рязанский губернский архитектор Николай Воронихин. Касимов – город двух культур, в нем веками жили и христиане, и мусульмане. И архитектор по своему замыслу смог воплотить в жизнь оформление и архитектурные решения, благодаря которым можно назвать облик храма гармоничным сочетанием традиций двух народностей, живущих в городе.

Касимов действительно уникальный город. Он был основан Юрием Долгоруким в далеком 1152 году, через 300 лет был пожалован Василием Тёмным татарскому царевичу Касиму. Так возникло Касимовское ханство, просуществовавшее до 1681 года. Последние его правители принимали православие. По преданию, христианкой была царевна Фатима. А ее сын, блаженный царевич Иаков, с детства воспитывался в православной среде и принял мученическую кончину в юном возрасте. Его почитают жители Касимовской земли, а образ благочестия, явленный царевичем, остается для всех примером. Недаром с такой горячей верой и усердием воздвигались в городе храмы, и самым заметным из них остается Вознесенский собор. Как сказал епископ Василий, Касимов – красивый исторический город, но удивительно, что в провинции есть такой огромный собор. Владыка выразил убеждение, что это говорит о любви жителей Касимова к своему городу, в котором они закладывали и строили собор на века – для детей, внуков и правнуков.

К сожалению, в истории Вознесенского собора было время, когда он использовался не по назначению. В 20-х годах ХХ столетия он был закрыт. Его великолепная 70-метровая колокольня использовалась как парашютная вышка до тех пор, пока в 1960 году она не была разобрана. Лишился храм и своей пятикупольной системы. Но главное – сам он сохранился, и 1 июля 2002 года собор был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

С молитвой и любовью в годовщину основания собора верующие вспоминали людей, которые возводили эту святыню. Усилия, которые они прикладывали, не пропали – эту мысль подчеркнул митрополит Марк. «Мы видим сегодня, в будничный день, большое количество людей в храме, – сказал, в частности, владыка. – И вообще Касимов – религиозный и благочестивый город. В нем сохранилось множество храмов, и каждый из них наполнен народом».

Собор, хотя отчасти и утративший изначальный облик, все не теряет своего великолепия и исторической значимости. Но главное – это святыня, которая остается сосредоточием и центром духовной жизни Касимовского края.

*   *   *

Две тысячи лет назад Спаситель пришел на землю и искупил человечество Своей Кровью. А после этого – возвел на Небеса, и это событие легло в основу праздника Вознесения. Честь, дарованная человечеству, беспредельна, самое главное – не забыть об этом и не отвергнуть ее своими словами, мыслями и поступками. Так, в прошлом веке отступничество и богоборчество были велики, но вновь народ пытается вернуться к вере, возрождает храмы и собирается в них на молитву. И вспоминая Вознесение Господа, которому посвящен и кафедральный собор в Касимове, каждому человеку важно осознать подлинное величие, до которого возвысил людей Христос. Этим темам было посвящено наставление митрополита Марка по окончании богослужения:

– Праздник Вознесения Господня, дорогие братья и сестры, – это один из двенадцати великих праздников, которые отмечает Церковь Христова. При этом для обычного человеческого сознания это торжество представляет собой некую логическую проблему. Казалось бы, Господь воскрес из мертвых, является Своим ученикам, чтобы показать, что это Он Сам, со Своей пострадавшей Плотью. Ученики убеждаются, что Воскресший – это их Учитель, Сам Господь, и радость их безгранична. Господь их наставляет, учит, но вот приходит время расставаться. И это расставание мы воспринимаем как праздник! Таким же образом его воспринимают и ученики Христовы, потому что Господь говорит – лучше, чтобы Я ушел, потому что тогда придет Параклит, Утешитель, который вас научит, напомнит Мои слова и наставит вас.

Вместе с тем есть еще и другая сторона праздника Вознесения. Это событие, которое необычайным образом возвышает нашу человеческую природу. Господь вместе с Телом восходит на Небеса, и там отныне присутствует человеческая природа, с которой наш Спаситель соединился неразлучно и нераздельно. Как представить себе это событие? Можно привести такой образ: жил обычный благовоспитанный человек и вдруг стал бомжом. Он живет в грязи, питается непонятно чем, он опустился и не оправдал надежд своих ближних. Но вот находится семья, и не обычная, но знатная. Их сын берет этого бомжа, отмывает и ведет с собой в дом, к своему могущественному и влиятельному отцу. И отныне бомж, раньше живший на улице, получает прекрасные апартаменты и живет как дорогой гость, в чести и почете. С таким бомжом можно сравнить и нас, дорогие братья и сестры, и все человечество. Мы долго валялись в грязи, пока Спаситель не пришел и не поднял всех нас, не омыл человечество, не искупил его Своей Кровью и после этого возвел на Небеса. Поэтому честь, отныне дарованная человечеству, беспредельна. И самое главное сейчас для нас – это вновь не вляпаться в грязь, сохранить то состояние, в котором человечество оказалось после смерти, искупления и воскресения Христова.

Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, осознать это подлинное величие, до которого возвысил нас Христос Спаситель, и хотя бы отчасти оправдать надежды Бога Отца на чистую, святую и безгрешную новую жизнь с нашей стороны.

По материалам официального сайта Рязаенской епархии

Печать