Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского во вторник первой седмицы Великого поста

16 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Преосвященный епископ Василий совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Троицком храме р. п. Тума Клепиковского района.

По окончании богослужения Архипастырь обратился со словами проповеди к прихожанам храма:

«Самое дорогое для человека, это то, что проходит через его сердце, через его душу. Есть слова внешние, красивые вроде бы даже, захватывающие нас, а есть слова вычурные, которые человек, побывав сам в искушениях, побывав [в борьбе] с плотскими страстями, эти слова пронзают душу. Вот канон прп. Андрея Критского, он показывает и Ветхий Завет и Новый Завет, причем примеры очень показательные. Почему показательные? Потому что в этих примерах мы вообще часто Бога подразумеваем, как Бога морали. Вот такого нравственного судьи, который судит человека, по его нравственному состоянию. Вот человек достойный, исполняет заповеди, молиться, ходит в храм, подает милостыню, значит Бог его любит. Это правильный же человек? А вот противоположный, это человек уже не правильный.

Вот Ветхий Завет и Новый Завет показывают, что Бог не на мораль смотрит, не нравственное состояние, а на само сердце человека. Потому что именно оттуда исходит и доброе и злое. Вспомним с Вами мытаря и фарисея, и одного Бог не осудил и мытарь плохого ничего не сделал, молился, постился, давал десятину. Разве Бог сказал ему, что он сделал плохо? В чем была ошибка мытаря? В том, что он благодарил Бога, он же самую совершенную молитву произносил: «благодарю тебя Господи…». Ведь мы в храм приходим и очень часто мы не благодарим Бога, а просим «дай, дай, дай- подай Господи». И записках мы пишем и в молитве стоим в храме, что бы что-то Господь нам послал, исполнил какие-то наши надежды. А вот фарисей молился самой совершенной молитвой, он ничего у Бога не просил, он благодарил Его.

Но ошибка была его в том, что он указал что «я не такой как прочие люди». Вот эта гордость оттого, что я делаю что-то хорошо, она перечеркивает все, что я делаю.   И поэтому человек, который бы вроде и морально выстоял, нравственность у него соответствующая, когда он кичиться этим, он перечеркивает все, и все свои достижения и весь пост, который он делает, а ведь мы постом очень часто любим козырять, что я пощусь, особенно кто-то, если работает в коллективе, какой-нибудь например, день рождения у кого-то из сотрудников. И вот сотрудник принес свой собственный торт, и говорит «нет я пощусь, я не буду, не в коем разе». Я себя как бы ставлю выше, выше вот этих людей, которые, я показываю, что они на самом деле то нравственно ниже меня. Вот это возвеличивание себя, оно всегда заканчивается тем, что человек сам в еще худшее впадает. Внешне, вроде бы все исполняет, и притом заметьте, пост от пищи нисколько не заповедан самим Богом. То есть, вот это вот наше воздержание в пище, это не то, что требует от нас Бог. А что он требует от нас? А требует, что бы мы во первых принесли покаяние – изменили себя, а изменение себя начинается с того, что я себя начинаю видеть не таким, каким я сам себе представлялся, я всегда думал, что я лучше, утешал себя этим. Говорил: «ну конечно, есть во мне недостатки, но все-таки я вот и то и то делал».   А вот когда взглянешь на себя, со стороны, внутрь заглянешь, то увидишь, насколько все там гнилое. Так вот, не заключается пост в пище, а в покаянии и в добрых делах, это то, что нам не хватает. И вот мы читаем канон прп. Андрея Критского, [где] приводятся примеры и Ветхого и Нового Заветов, и все эти люди, которые проходят, через нас, все эти исторические персонажи, это же не просто выдуманное что-то, эти люди реально существовали и своей жизнью доказали, что не мораль должна быть в человеке, а доброе сердце. Не желание исполнять заповеди, а любовь к ближним. Поэтому мне хотелось бы всем нам, предстоящим постом пожелать что бы мы исполняли самую нашу главную заповедь – любить себя, любить ближних и любить Бога. А уж остальное все – к этому будет прилагаться. Спасибо!»

Печать