День памяти священномученика Николая Даневского в Иоанно-Предтеченском храме села Данево

17 ноября 2019г, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице и день памяти священномученика Николая Даневского, Преосвященный епископ Василий совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме с.Данево Касимовского района.

Его Преосвященству сослужили: клирики Вознесенского кафедрального собора г.Касимова: благочинный Касимовского городского благочиния и секретарь епархиального управления протоиерей Иоанн Бобиков, диакон Иоанн Правдолюбов; настоятель Иоанно-Предтеченского храма с.Данево иерей Николай Малофеев.

Пел сводный хор под руководством регента иерея Симеона Малофеева.

В третье воскресенье ноября ежегодно отмечается Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, входящий в систему международных и всемирных дней ООН. В сугубую ектению были включены прошения о здравии и «от ран исцелении всех в дорожно-транспортных происшествиях ураненных и пострадавших».

Затем были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

По заамвонной молитве Архипастырь совершил славление праздника пред иконой священномученика Николая Даневского, а затем обратился к прихожанам храма со словами назидания.

 

Житие священномученника Николай (Динариева) Даневского.

Священномученик Николай Динариев происходил из духовного звания. Он родился в селе Шеянки Касимовского уезда 16 декабря 1862 года. В семье его родителей — дьячка сельского храма Ивана Афанасьевича Динариева и его супруги Анны Семеновны — детей было много. Сам Иван Афанасьевич не окончил духовного училища по «несклонности к учебе», но святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский, определил его к храму сначала на место дьячка, а затем он стал псаломщиком.

Николай Динариев, его сын, по окончании в 1884 году полного курса в Рязанской духовной семинарии три с половиной года преподавал в Анемнясевской земской школе, в ней же был и законоучителем.

Преосвященный Феоктист (Попов) рукоположил его во священника к Предтеченскому храму села Данева. Известно, что с 9 мая 1888 года – он уже настоятель Иоанно-Предтеченской церкви села Данево Касимовского уезда Рязанской губернии.

30 июля 1889 года в селе Данево Касимовского уезда Рязанской губернии начали строительство нового храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм созидался под руководством священника Николая Ивановича Динариева на средства прихожан и добровольные пожертвования. Даневский храм в честь святого пророка Иоанна Предтечи, где он служил, был полностью благоукрашен собственными стараниями священника. Подсвечники и паникадило, храмовые иконы и иконостас, хоругви, семисвечники, Евангелия – все это храмовое благолепие было создано тщанием и хлопотами отца Николая. Батюшка Николай трудился над благоукрашением храма, как трудится медоносная пчела, по крупицам собирая драгоценный нектар. Постройка его была завершена в 1897 году. 21 сентября того же года Иоанно-Предтеченский храм был освящен. Отец Николай Динариев стал его первым настоятелем и прослужил в нем более 20 лет, стал протоиереем.

Совмещая службу в храме, отец Николай состоял законоучителем и в Даневском земском училище, по выбору был депутатом на ученических и епархиальных съездах духовенства с 1890 по 1912 год, избирался членом благочиннического совета и членом правления Касимовского духовного училища с 1912 по 1915 год. В 1915, в возрасте 51 года, он был уже вдов. Его покойная супруга, Антонина Константиновна Дмитриевская, в свое время окончила училище при Казанском монастыре Рязани. К сожалению, детей у них не было. Благочинный 1-го Касимовского благочиния, к которому относился храм села Данева, писал в 1915 году о священнослужителях своего округа:

«…Влиянием духовенство среди прихожан, говоря вообще, еще пользуется… к голосу священника еще прислушиваются и он часто не остается бесплодным, раздается ли он с церковной кафедры или в школе. Нравственный облик священника в данном случае так же имеет не малое значение, помогая или мешая воздействию на прихожан…

Проповеданием слова Божия духовенство занимается усердно… в округе произнесено слов, бесед, поучений… священником села Данева Николаем Динариевым — 63».

Наступил октябрь 1917 года. С наступлением следующего новая власть взяла твердый курс на ликвидацию инакомыслия и инакомыслящих, а в отношении Русской Православной Церкви молодое советское государство поставило своей целью ее полное уничтожение: закрывались храмы, арестовывались и расстреливались священнослужители и миряне — активные «церковники», как их называли в «органах». В России мало семей, которых в той или иной степени не коснулись репрессии советского периода. Они проводились, практически, против всех слоев населения. В ответ против новых порядков прошла волна крестьянских волнений, жестоко каравшихся. Имели место такие крестьянские выступления и в Касимовском уезде. Волнениями было охвачено 9 волостей. Подавление восстания сопровождалось расстрелами.

Осенью 1918 года крестьяне-«бунтовщики» шли в Касимов через село Данево. Протоиерей Николай Динариев совершил по их просьбе напутственный молебен. В ноябре 1918 года священнослужитель был арестован, большевиками по сфабрикованному против него делу. Обвинение при его аресте и осуждении — «за выступление против советской власти с церковного амвона». Следствие по делу отца Иоанна Динариева длилось недолго. Приговор Революционного трибунала — высшая мера наказания — расстрел. В ноябре 1918 года (от 13-го до 16-го) протоиерей Николай Динариев и священник Матфий Рябцев, а также Мансуров, Вереины и другие были расстреляны у стены городского кладбища города Касимова. На этом кладбище они были и захоронены. Вот что написано об этом в документах: «Посланный отряд в Дмитриевскую волость близ дер. Булгаковой Сынтульской волости был обезоружен нераспорядительностью руководителя… Отряд этот состоял из 50-ти красноармейцев с 1 пулеметом, и вот толпа около 7000 человек, отобрав у отряда оружие, двинулась на Касимов, а поп с. Данева Дмитриевской волости Динариев, отслужил молебен о даровании победы над Советской властью. При участии милиции и прибывших красноармейцев из гор. Рязани и Мурома возстание ликвидировано, причем участники активного выступления как кулаки разстреляны: а именно: бывш. Исправник Ник. Дм. Змеев, помощник исправника Ал. Ив. Поливанов, священник Матвей Михайлович Рябцев, священник Динириев, кулаки Я. Н. Дьяконов, Н.А. Вереин, Я.В. Вереин, И.П. Шакулов, С.Н. Шемякин, В.С. Захаров, Ф.П. Елкин, А.П. Воронцов и другие»

После его кончины заботу о храме пророка Иоанна Предтечи достойно продолжили еще два мученика – это священномученики Анатолий и Николай Правдолюбовы.

Вот какая история произошла в селе Данево, которая дает представление об настоятеле Иоанно-Предтеченского храма как о духовнике, воспитавшем своих чад в любви и преданности Господу.  Историю эту, записал послушник Сергий (Осокин), а рассказала ее ему некая Вера Евдокимовна Гринина, мать, которой, Лидия Ивановна Лебедева, родилась и выросла в Даневе и лично знала отца Николая Динариева. Отец Лидии Ивановны прислуживал в алтаре храма Иоанна Предтечи, был дьячком. В начале 20-х годов к ним в дом пришли люди, занимавшиеся раскулачиванием, а у Лидии Ивановны было двенадцать детей и скудное маленькое хозяйство. Когда чекисты зашли в ее дом, то в глаза им сразу же бросилась единственная икона святителя Николая Чудотворца, находившаяся в доме, что, естественно, не понравилось большевикам. Сразу же с порога прозвучало требование:

– Снимай икону, в противном случае мы тебя расстреляем.

– Икону не сниму, лучше расстреливайте, но взгляните: у меня ведь двенадцать маленьких детей, – ответила Лидия Ивановна.

Большевики испугались ее самоотверженному ответу и не тронули ни икону, ни детей. Когда они пришли во второй раз, то забрали все скудное продовольствие из ее дома.

Такое упование на помощь Божию, бесспорно, заложил в сердце Лидии Ивановны отец Николай Динариев. Остается догадываться, какими были его проповеди и духовная забота о каждом ближнем.

Как свидетельствуют очевидцы, отец Николай был до самой кончины ревностным служителем Церкви Христовой. Вот что писал другой священномученик Анатолий Правдолюбов о своем брате во Христе: «Он, несомненно, более всех потрудился в деле созидания и благоукрашения святаго храма сего. Пусть же всякий иерей, которому придется служить в этом храме, поминает в своих иерейских молитвах прежде всех его, как главного строителя святаго храма сего и пастыря «добраго», положившаго душу свою за овцы своя».

В 1937 году Даневскую церковь, как и многие другие, закрыли.

Священного Синода от 27 декабря 2000 года по представлению от Рязанской епархии

протоиерей Николай Динариев был прославлен в лике священномучеников. Память священномученику Николаю совершается в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века, в Соборе Рязанских святых

Источники:

  1. «Моя жизнь — Христос, и смерть — приобретение». Новомученики

и исповедники земли Рязанской. ХХ век. Патерик. — Рязань:

«Рязань. Мiр», 2012. — 528 с. c.342-344

  1. Житие священномученика Николая Динариева (Даневского) с сайта RELIGRUSS.RU.
  2. Послушник Сергий (Осокин) «Святый священномучениче Николае, Даневский чудотворче, моли Бога о нас!» – статья на сайте Касимовской епархии.

 

Печать