Божественная литургия в Успенском храме села Инякино Шиловского района.

30 ноября в день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия,  Преосвященный епископ Василий совершил Божественную литургию в Успенском храме с. Инякино Шиловского района.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Касимовского городского благочиния и секретарь епархиального управления протоиерей Иоанн Бобиков, благочинный Пятницкого благочиния игумен Иоасаф (Дегтярь), благочинный Шиловского благочиния протоиерей Иоанн Мартын, координатор проектов грантового конкурса «Православная инициатива» иерей Алексий Гавердовский, духовенство Пятницкого благочиния, клирик Никольского храма г.Касимова диакон Максим Степенькин.

На богослужении присутствовали: глава администрации Инякинского сельского поселения — Паткин Григорий Викторович.

Пел Архиерейский хор Касимовской епархии под управлением регента Симеона Малофеева.

На сугубой ектении были возглашены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

По сугубой ектении епископ Василий совершил молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения Архипастырь обратился к прихожанам храма со словами наставления и преподал всем свое благословение.

***

Об истории храма.

Село Инякино называлось иначе Михайлово, Княгинино, Инякино тож при речке Мильтусе. Оно упоминается в качестве села в писцовых книгах Шацка и Касимова в 1658-1659 годах. Там же упоминается и церковь во имя Успения Божией Матери. В 1817 году прихожане храма испрашивали дозволения на поправку иконостаса и возобновление в нем икон. В 1830 году было дано разрешение на поправку ветхостей, а в 1836 году было подано прошение от прихожан вместо прежней ветхой деревянной церкви, на строительство нового храма.

Каменная церковь с такой же колокольней в с. Инякино Спасского уезда были построены на средства и стараниями помещика этого села Дмитрия Сергеевича Олсуфьева в 1849 году. Престолов в ней было три: в настоящей холодной — во имя Успения Божией Матери; в приделах: на правой стороне — во имя Архистратига Божия Михаила; на левой — во имя святителя Митрофана Воронежского Чудотворца. Оба придела теплые.

Одновременно с Успенским храмом в селе Инякино были построены и приписанные к нему 2 часовни. Меньшая из них была возведена на месте алтаря старой деревянной Успенской церкви, а большая каменная с иконостасом внутри построена на противоположном берегу реки Мильчуса в устье Зенкина ручья, где, по преданию, была явлена в старину чудотворная икона святой Параскевы, именуемой Пятница, и где в её честь была устроена купальня.

Реформа 1861 г., сопровождавшаяся отменой крепостного права, привела к закрытию крепостных мануфактур в Инякино. В 1864 г. в Инякино открылась 1-классная земская приходская школа, позднее — 2-классная министерская. В 1878 г. в селе была построена кладбищенская Сергиевская церковь, в 1881 г. — часовня в честь святого князя Александра Невского — в память царя-освободителя Александра II. Кладбищенская Сергиевская церковь и часовни были приписаны к Успенскому храму.

К 1891 г., по данным И. В. Добролюбова, в приходе Успенской церкви села Инякино, помимо самого села с 429 дворами, числились деревни Елисаветина (35 дворов) и Сергиевское (98 дворов), в коих проживало 2098 душ мужского и 2296 душ женского пола, в том числе грамотных 637 мужчин и 72 женщины.

Церковных школ в приходе не было. На 1914 год имелись: министерская образцовая двухклассная в селе Инякине; и три земские — в Инякине, в сельце Сергиевском и в деревне Елизаветиной.

Трагичной оказалась судьба священнослужителей и монахов. В 1937 году за контрреволюционную деятельность были арестованы отец Иоанн, дьякон Дмитрий Ерофеев и церковная староста Александра Клочкова. Отца Иоанна обвиняли в агитации против колхоза, в пораженческих взглядах и в использовании религиозных чувств христиан. Отец Иоанн Архангельский и дьякон Дмитрий Ерофеев в 1937-м были спешно расстреляны. Александру Клочкову сначала осудили как «единоличницу», злостно срывавшую посев яровых. Затем добавили «враждебные настроения к советской власти» и «активное участие в антисоветской группе церковников». А всё потому, что подбивала женщин открыть храм на Пасху. Клочковой дали 10 лет лагерей.

При советской власти храму пришлось выдержать неугодное применение,— в стенах собора хранили зерно, дрова, чинили трактора местного колхоза «Доброволец».

Инякинскому Успенскому храму повезло больше, чем многим другим. Его не взрывали, не растащили на кирпич — сельчане защитили храм и не дали разрушить. Даже иконы с церковной утварью не растащили, не сожгли и не закопали, а открыто продавали в букинистических и антикварных магазинах столицы.

В 1930-е гг. были уничтожены и разобраны на кирпичи все три часовни в селе Инякино, а на месте купальни у часовни святой Параскевы Пятницы вообще устроили скотобойню. В 1936 г. была закрыта и определена под скотный двор кладбищенская Сергиевская церковь, которая вскоре сгорела от удара молнии. 

Церковь была закрыта 21.06.1939 г. решением Рязанского облисполкома. Решением того исполкома № 30 05.06.1947 г. церковь была вновь открыта. В 1969 г. храм закрыт повторно. 

В 1980-х гг. православным верующим было возвращено полуразрушенное здание Успенского храма. К 1989 г., благодаря помощи колхоза «Доброволец» и его председателя В. Ф. Романова, храм был отреставрирован и освящен, чертежи для новых куполов храма изготовил рязанский художник Виктор Иванов, решивший поселиться тогда в Инякино.

Часть икон вернули сами инякинцы, хранившие иконы у себя дома, часть и по сей день пылится в чуланах. Реставратор инякинского храма Мартынов рассказывал, что икона «Крещение Руси» и князя Александра Невского оказались в храме села Городище Рязанского района, а иконы Кирилла и Мефодия — в церкви села Фирюлёвка Михайловского района. 

Спустя два года после открытия храма, в Рязанской епархии побывал патриарх Алексий II. Он приезжал в Иоанно-Богословский и Вышенский монастыри, 24 июня 1991 года не обошёл вниманием и Успенский храм, назвав его величественным сооружением и благословив на восстановление. 

Здесь Его Святейшество произнес такие слова: «Жизнь возвращается сегодня в нашу русскую деревню. Но без храма русское село невозможно представить. Ваши отцы и деды, жившие на этой земле, построили величественный храм. После восстановления он вновь будет украшением Рязанской земли и всей России. Помогай вам Бог в его возрождении, в возрождении всего села, в возвращении к истокам, к земле.
Вспомним, как любовно раньше называли землю: земля-кормилица, земля-мать. Это любовное отношение к земле мы должны вернуть в нашу жизнь. Когда-то многие из нас оставили насиженные места, ушли в города, но сегодня мы должны русскую деревню возродить.»

Главный престол в честь Успения Богородицы в настоящее время реставрируют — пока эта часть храма закрыта. Здесь сохранились фрески и напольная плитка с оригинальным орнаментом.

Пошаговое возрождение православной Руси, начавшееся в девяностые годы XX века, стало возможно благодаря неравнодушным людям. Не остались в стороне и жители Инякино. Всего за несколько лет были восстановлены по контурам смытые до основания росписи. Под силу украсить семиметровые стены храма оказалось Татьяне Власовой. В 2004 году она с радостью откликнулась расписать фреску в алтарной части. Теперь вспоминает, что украсить все стены зимнего придела церкви получилось уже как-то само собой. Помогал муж Леонид. Помнит, как пришлось отскребать копоть со стен, скопившуюся со времён, когда храм служил автомастерской. Татьяна состоит в Союзе художников России, имеет звание Заслуженного работника культуры и благодарных выпускников Рязанского художественного училища имени Вагнера, где преподавала живопись. Супруг признался, что семейная жизнь с Татьяной дала о себе знать: сам немножко чувствует себя художником. 

Православная история села не ограничивается храмом. Есть в инякинском лесу речка Пятница, которая берёт начало у деревни Нарезка. Сказывают, что несколько столетий назад приплыла по этой речушке нерукотворная икона Параскевы Пятницы и остановилась у берега. Местные признали в этом чудо, отнесли в храм, но на другой день икона исчезла. Обнаружили её вновь на реке, в том самом месте, где нашли изначально. Повторилось сие трижды, после чего решили на том месте построить часовенку. Явление иконы было на десятую пятницу после Пасхи. Народ свято верил в целительную силу этого места, где на десятую неделю со дня Пасхи собирались на крестный ход жители окрестных сёл. Праздник так и назвали — «Десяткой». По рассказам старожилов, девочка по имени Варвара, будучи слепой, прозрела, придя с матерью на этот источник.

В советское время место осквернили — здесь начали забивать свиней, а икона исчезла. Часовню же вскоре разрушили. Речку запрудили в водохранилище. Его инякинцы стали называть Святым озером. В 2008 году по инициативе уроженки села Натальи Кобызевой собрали средств на строительство небольшой деревянной часовни.

В настоящее время в храме есть приходская библиотека и пункт вещевой помощи.

Печать